III.                 РАБОТЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ПО ПРОЕКТАМ КОСМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

3.1 Проекты в стадии реализации

1. Детектор нейтронов высоких энергий ХЕНД для КА НАСА «2001 Марс Одиссей» (шифр – МСП-2001). Заказчик – Федеральное космическое агентство.

Цель проекта:

Детектор быстрых нейтронов ХЕНД является российским экспериментом в составе гамма спектрометрического комплекса GRS космического аппарата НАСА «2001 Марс Одиссей» (США).  Научная цель эксперимента ХЕНД – исследование потоков нейтронов образующихся в верхнем слое грунта Марса под действием космических лучей для поиска воды и обеспечения обработки данных гамма спектрометра GRS.КА «2001 Марс Одиссей» запущен 7 апреля 2001 г. После окончания официального срока (август 2004 г.) проект продлен до конца 2010 г.

Руководитель: д.ф.м.н. Митрофанов И.Г., тел.: 333-3489, E-mail: imitrofa@space.ru

Гос. контракт с Роскосмосом на выполнение ОКР № 025-5670/07 от 14 февраля 2007 г.

Выполнено:  Обеспечено управление экспериментом ХЕНД и обработка данных измерений. После 7лет непрерывной работы на орбите вокруг Марса все системы аппаратуры ХЕНД работают нормально. Данные измерений обрабатываются и размещаются в базе данных «Планета» ИКИ РАН и также в международный архив данных PDS. На основе обработки данных эксперимента ХЕНД совместно с данными других экспериментов установлены закономерности расположения водяного льда в веществе Марса на умеренных широтах.

2. Бортовой телескоп нейтронов БТН-М1 на борту Международной космической станции (шифр БТН-НЕЙТРОН). Заказчик РКК «Энергия»

Наименование проекта Бортовой телескоп нейтронов высоких энергий БТН-М1 для проведения космического эксперимента «БТН – Нейтрон» на борту Служебного Модуля Российского Сегмента Международной Космической Станции (шифр – «БТН-Нейтрон»).

Заказчик – РКК «Энергия» им. С.П. Королева

Работы по сопровождению космического эксперимента с аппаратурой БТН-М1 были выполнены в ИКИ РАН по контракту с РКК «Энергия» на основании контракта № 828 от 15.03.2002г. в рамках проекта Роскосмоса «МКС-Наука». .

Целями этого эксперимента являются:

- исследование вторичного нейтронного излучения верхней атмосферы Земли под воздействием энергичных заряженных частиц в магнитосфере,

- исследование нейтронной компоненты солнечных вспышек,

- исследование нейтронной компоненты радиационного фона на борту МКС.

Выполнено: За весь период работы в 2008 г. аппаратура БТН-М1 функционирует  штатно без замечаний, все параметры находятся в допустимых пределах. Научные данные в сеансах связи с МКС поступают в базу данных наземного сегмента эксперимента «БТН-Нейтрон» в ЦУП-М и передаются в ИКИ РАН для обработки.  Общий объем данных измерений составляет около 1,6 Мбайт в сутки.

По результатам измерений получены глобальные карты потока нейтронов в околоземном космическом пространстве, выполнены оценки вклада нейтронного излучения в радиационную дозу на борту МКС. Впервые в условиях солнечного минимума получена экспериментальная оценка нейронного космического фона в области Южно-Атлантической магнитной аномалии.

3. «ИНТЕГРАЛ» Международная обсерватория гамма-лучей

(http://integral.rssi.ru/)

Международная обсерватория гамма-лучей ИНТЕГРАЛ была выведена на высокоапогейную орбиту в 2002 году российской ракетой-носителем ПРОТОН В обмен на запуск космического аппарата российские ученые получили право на ~25% научных данных миссии, доступность которых обеспечивает Российский Центр Научных Данных (РЦНД) проекта ИНТЕГРАЛ, организованный в Институте Космических Исследований. С момента создания РЦНД его сотрудники ведут активную работу по адаптации существующего и разработке нового математического обеспечения миссии, занимаются распространением информации о предстоящем проекте среди российской научной общественности.

В течение шести лет работы на орбите космическая обсерватория ИНТЕГРАЛ накопила огромный массив наблюдательных данных, что позволило приступить к  решению задач, требующих больших экспозиций. На первый план  выходят  задачи, связанные с массированной обработкой всех доступных данных  обсерватории, такие, как проведение глубоких обзоров всего неба, поиск  популяций слабых источников Галактической и внегалактической природы,  детальное исследование излучения в ядерных линиях и т.д. Постепенное  заполнение архива РЦНД наблюдательными данными обсерватории и резкий рост их массированной обработки, потребовали существенного увеличения  вычислительных мощностей.

4. Федеральная космическая программа: Марс Экспресс (ОКР Бепи Коломбо)

КА Марс Экспресс вышел на орбиту планеты 25 декабря 2003г. К ноябрю 2008г. КА «Марс-Экспресс» проработал два с половиной марсианских года на орбите Марса. Также, в конце сентября 2008г. завершены 6000 витков на орбите. В 2007 году было принято решение о продлении проекта до мая 2009г., т.е. еще на один марсианский год.

Россия, в рамках Федеральной космической программы, поставила важные элементы трех приборов спутника. В ИКИ РАН изготовлены входная оптика и сканер картирующего спектрометра ОМЕГА, детекторы и калибровочное оборудование для Фурье-спектрометра ПФС и инфракрасный канал универсального спектрометра СПИКАМ Три эксперимента с российским участием функционируют номинально; за четыре года работы констатирован естественный износ некоторых узлов:

- Прибор ОМЕГА (российский сканер): в связи с нормальным износом констатировано небольшое увеличение времени охлаждения детекторов ИК каналов. Каждые 100 витков время предварительного охлаждения увеличивается на 4 мин (помимо номинальных 135 минут). Прогнозируется, что прибор сможет проработать в течение не менее 500 витков. Износ происходит только вовремя функционирования. По российскому сканеру замечаний нет.

- Прибор СПИКАМ (российский ИК спектрометр). Со временем под действием радиации наблюдается деградация усилителя изображения и ПЗС-детектора УФ спектрометра СПИКАМ, что несколько увеличивает шум, но не влияет на возможность использования данных. Российский ИК спектрометр работает без замечаний. Для увеличения точности измерений проведено сравнение результатов измерений СПИКАМ с другими приборами и дополнительная калибровка запасного образца прибора в лаборатории.
- Прибор ПФС (российские детекторы) –без замечаний.

В процессе работы производилась оперативная оценка технического состояния и проверка функционирования научных приборов на КА “Марс Экспресс”. Выполняется анализ спектральной и видеоинформации полученной приборами, уточнены режимы и график их работы.

После раскрытия антенн радара МАРСИС в 2005г наблюдаются периодические возмущения (с периодом 2-3с) КА в инерциальном режиме ориентации. Наибольшему влиянию подвержены наблюдения в режимах солнечных и звездных затмения СПИКАМ и лимбовые наблюдения ОМЕГА. Разработаны алгоритмы коррекции данных без ухудшения качества информации.

Результаты экспериментов на КА Марс-Экспресс интенсивно обсуждались на международном симпозиуме «Марсианских водяной цикл» и конгрессе КОСПАР2008. В 2008г российскими участниками проекта опубликовано 3 статьи в рецензируемых научных журналах и 5 статей готовятся к печати

Д. ф.-м. н. Кораблев О.И., korab@iki.rssi.ru,  333-54-34

5.Венера Экспресс

Основные результаты за 2008 год, относятся к получению вертикальных профилей температуры и плотности атмосферы на высотах 70-120 км, вертикальных профилей малых составляющих мезосферы Венеры, интегральному содержанию водяного пара над облаками Венеры по данным СПИКАВ ИК и детектированию с высоким разрешением новой полосы изотопа углекислого газа O16C12O18.

В эксперименте СПИКАВ впервые удалось обнаружить протяженный слой теплого воздуха (90-120 км) на ночной стороне, который был интерпретирован как результат адиабатического нагревания воздуха в нисходящем потоке, который должен компенсироваться восходящим потоком на дневной стороне, переносящим малые гидрогенизированные компоненты наверх.

При наблюдениях в надир СПИКАВ ИК в основном измеряет спектры отраженного солнечного излучения на дневной стороне Венеры и спектры излучения в окнах прозрачности на ночной стороне. Основной задачей спектрометра являются измерения H2O в нескольких полосах: 0.94, 1.14 и 1.38 мкм. По полосе 1.38 мкм было восстановлено содержание водяного пара в надоблачном слое с учетом многократного рассеяния света в облачном слое атмосферы Венеры. Получены значения от 2 до 5 ppm. По полосам CO2 в области 1.4-1.65 мкм были получены высоты верхней границы облаков (68-74 км), по уровню вертикальной оптической толщины τ =1. Исследованы широтные и временные вариации содержания H2O.

Д. ф.-м. н. Кораблев О.И., korab@iki.rssi.ru,  333-54-34

6. Марс Эксплорэйшн Ровер. Эксперимент Мессбауэровский спектрометр

В 2008 году была продолжена работа по анализу данных, полученных двумя мессбауэровскими спектрометрами  в рамках проекта Mars Exploration Rovers. Два марсохода продолжают работу на поверхности Марса (Полуденная равнина и кратер Гусева) уже в течении пяти лет.  Оба мессбауэровских спектрометра находятся в рабочем состоянии и продолжают измерения. Общее число измеренных образцов поверхности Марса (грунт, камни, обнаженная порода, метеориты) превышает 400, а время непрерывной работы приборов приближается к году.

К. ф.-м. н. Евланов Е. Н., 333-11-67