А. Б. СТРУМИНСКИЙ и И.В. ЗИМОВЕЦ

 

ЦИКЛ РАБОТ ИЗ 4-х РАБОТ

 

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЛНЕЧНЫХ СОБЫТИЙ С ПОМОЩЬЮ АНТИСОВПАДАТЕЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СПЕКТРОМЕТРА НА ИНТЕГРАЛЕ (ACS SPI)

 

1. А.Б. Струминский и И.В. Зимовец, Длительное нетепловое излучение солнечных вспышек и эффект Нойперта, Письма в АЖ, 2008, т. 34, № 10, с. 777-787.

2. А.Б. Струминский и И.В. Зимовец, НАБЛЮДЕНИЯ СОЛНЕЧНОЙ ВСПЫШКИ 6 ДЕКАБРЯ 2006: УСКОРЕНИЕ ЭЛЕКТРОНОВ И НАГРЕВ ПЛАЗМЫ, Письма в АЖ, , принята в печать, 2009а.

3. А.Б. Струминский и И.В. Зимовец, К оценке времени прихода первых релятивистских солнечных протонов на Землю, Известия РАН, сер. Физ., 73, 3, 332 (2009б)

4. A. Struminsky and I. Zimovets, On estimate of first proton arrival to Earth, Proc. ECRS2008, Koshice, Slovakia, 2009.

 

 

АННОТАЦИЯ

 

Антисовпадательная защита спектрометра на ИНТЕГРАЛе (ACS SPI) чувствительна к первичным и вторичным гамма-квантам с энергией более 150 кэВ. До прихода потока солнечных высоэнергичных частиц она преимущественно регистрирует первичное жесткое рентгеновское излучение Солнца, а после - вторичные гамма-кванты от взаимодействия релятивистских солнечных протонов в детекторе. Данные ACS SPI обладают высокой статистической точностью, что делает ACS SPI самым чувствительным детектором жесткого рентгеновского излучения и релятивистских солнечных протонов, работающим в настоящее время. Применение данных ACS SPI для исследования потоков солнечных гамма-квантов и протонов позволяет расширить наши представления о физике солнечных вспышек. Наиболее интересные результаты были получены в событиях 6 и 13 декабря 2006 года.

Обычно при обсуждении связи между мягким рентгеновским излучением (SXR) и жестким рентгеновским излучением (HXR) солнечных вспышек ссылаются на эффект Нойперта, который не выполняется в более 50% длительных вспышек (см. Струминский и Зимовец, 2008 и ссылки там). Если ускорение электронов происходит длительное время, а нагрев вспышечной плазмы осуществляется практически безинерционно, то возможно существование зависимости между потоком HXR и температурой вспышечной плазмы. Нами была обнаружена такая связь в предвспышечной и импульсной фазах солнечной вспышки 6 декабря 2006 г., при этом  ускорение электронов и нагрев плазмы являлись системой с положительной обратной связью. Наблюдение зависимости температуры вспышечной плазмы от логарифма интенсивности HXR детектором RHESSI из-за его низкой чувствительности в этом диапазоне энергий. Эффект Нойперта в событии 6 декабря 2006 г обсуждался нами ранее (Струминский и Зимовец, 2008).

В солнечном протонном событии 13 декабря 2006, когда интенсивность первичных γ-квантов была мала, массивный гамма-детектор космического базирования ACS SPI оказался более эффективным инструментом для наблюдения начала протонного возрастания на орбите Земли, чем существующая сеть нейтронных мониторов. Начало протонного возрастания по данным ACS SPI наблюдалось на 11 мин раньше, чем начало наземного возрастания (Струминский и Зимовец, 2009б; Struminsky and Zimovets, 2009). Это требует, по крайней мере, пересмотра интерпретации данного события, сложившейся на основе наземных данных, а также поднимает вопрос о необходимости создания детектора солнечных протонов и электронов космического базирования с низким уровнем собственного фона.