Хатунцев И.В. «Динамические свойства мезосферы Венеры, полученные по данным эксперимента по радио-просвечиванию VeRa с борта Venus Express»

Хатунцев Игорь Валерьевич, снс, 53 отдел

Piccialli A., Tellmann S., Titov D.V., Limaye S.S., Khatuntsev I.V.,  Paetzold M., Hausler B; Dynamical properties of the Venus mesosphere from the radio-occultation experiment VeRa onboard Venus Express. Icarus 217, 669-681, 2012.

 

В статье излагаются результаты исследования параметров циркуляции мезосферы Венеры (60-100 км) по данным радио-затменного эксперимента VeRa на борту Venus Express. В ходе эксперимента VeRa для обоих полушарий Венеры были получены  вертикальные профили плотности, температуры и давления на высотах от 40 и 90 км с вертикальным разрешением несколько сот метров. Зная вертикальные профили плотности и температуры, а также используя циклострофическое приближение уравнения Навье-Стокса, были получены поля скоростей зонального ветра. Главной особенность полученных полей скорости ветра является среднеширотный джет с максимальной скоростью до 140±15 м/с, расположенный между 20 и 50 градусами южной широты на высоте 70 км. Величина циклострофического ветра достаточно хорошо согласуется со средним широтным профилем зонального ветра, измеренным по смещению  деталей облачного покрова на УФ снимках, полученных Venus Monitoring Camera (VMC/VEx). Наблюдаемая рассогласованность результатов в экваториальной и полярной областях может быть объяснена отсутствием на данных широтах циклострофического баланса. Полученные поля температур и скоростей позволили оценить параметры устойчивости атмосферы. На основе анализа измеренного поля температур и поля термического ветра была выполнена оценка числа Ричардсона Ri. Малые значения числа Ричардсона на высотах от 45 до 60 км на всех широтах характеризуют исследуемый слой нижнего и среднего яруса облаков как почти адиабатную атмосферу. Большие значения Ричардсона были обнаружены в области среднеширотного джета, что указывает на устойчивую атмосферу. Было проверено необходимое условие для возникновения баротропной неустойчивости и установлено, что в обращенной к полюсу стороне среднеширотного джета возможно возникновение волновой неустойчивости.