Б.П. Гейдман
Заслуженный учитель РФ, учитель математики, зам. дир. по физ.-мат. отделению
московской гимназии 1543 на Юго-Западе, автор учебников математики для начальной школы
О школьном математическом образовании
Сохранить систему школьного математического образования, сложившуюся за последние 50 лет
Единая государственая программа, которая устанавливает обязательный стандартный минимум, необходимый для каждого выпускника школы
Сохранить преподавание математических дисциплин как отдельных предметов, не включать их в различные интегрированные курсы
Сохранить количество часов, отводимых на изучение математики
Развитие системы математического образования
Начальная школа
Сохранить арифметику
Внедрить предметное обучение там, где это возможно и целесообразно
Единая государственная програма. Но реализовать ее нужно на различных по сложности уровнях. Для этого, кужны разные учебно-методические комплекты
Основная школа
Опасна ранняя специализция. Нужны уникальные специалисты, совмещающие педагогическое мастерство с хорошей математичесой подготовкой. Интерес к предмету идет через учителя (эмоциональная сфера доминирует над рациональной). Большая часть учащихся не может определить, чем они смогут серьезно заниматься в будущем. Ранняя специализация идет в ущерб общему развитию. В будущем выбор оказывается ошибочным. Специализация идет за счет других предметов. То, что ребенок узнает в школе, остается с ним на всю жизнь. Узкому специалисту в будущем пополнить свои знания в других областях практически невозможно.
Старшая школа
Необходимо ставить математическое образование в соответствии с выбором учащихся. По меньшей мере неободимо обеспечить углубленное изучение математики, математики для инженеров, математики для гуманитариев.
Отношение к реформе
Время обучения 10 или 12 лет – вопрос риторический. Можно поставить 10-, 12- или 20- летнее. Все зависит от социального заказа. Обществу выгодно учить столько-то лет. Главное, чтобы любая реформа была заранее подготовлена финансами, кадрами и учебно-методическими материалами.
Содержательная часть реформы, которая предлагается. Что нас не устраивает.
Основные цели образования: убираются науки
Основные средства для достижения этих целей: существенное сокращение объема образования; отстранение специалистов от составления программ «своих специальностей»
Глобальное тестирование как единственный способ аттестации учащихся
К вопросу о кадрах. Необходимо пересмотреть вопрос о достойной учителя зарплате. Сейчас нет не только компетентных учителей, но даже «малокомпетентных старушек», которые могли бы обучать математике 5- 7- классников. Да и в старших классах учить некому. Поток дилетантов из Высшей школы (конец 90-ых годов 20-го века) иссяк.